Зачастую дети в подростковом возрасте предпочитают выходить за рамки семейных посиделок, прогулки в компании им кажутся намного интереснее.
Потребности ребенка в познании мира начинают выходить за пределы семьи. Это необходимое условие взросления. В соответствии с интересом собираются подростки во дворе, в клубах, в квартирах. Компании, как магнит, притягивают к себе парней и девушек.
Определяются лидеры, заметные фигуры, свои законы, манеры, речь. Дети собираются, обмениваются мнениями, спорят, думают вслух… Программы «обучения» в компании корректируются мгновенно, в соответствии с «запросами дня». В учебном заведении любая лекция, даже самая ясная, читается до конца, а здесь: «Понятно. Давай дальше».
Хорошо, когда общение со сверстниками, с единомышленниками – это для души, и не просто место, где вас принимают, где вам рады, где ждут с открытым сердцем, и самое главное, где вас не научат ничему дурному. Однако так бывает далеко не всегда.
Размывание критериев дозволенности и недозволенности, стирание границ может привести к несчастью. Это-то и пугает родителей, наслушавшихся разных историй о поведении парней и девушек в компаниях. Вообще улица приводит в ужас многих родителей. Улица — полигон испытаний на жизнестойкость.
Стихийные процессы, которые присущи значительной части сегодняшней молодёжи: погоня за модой, тяга к престижному, – приводят к ряду отрицательных явлений.
«Модно» предпочитать ребят, у которых всегда водятся деньги (не задаваясь вопросом: откуда они у них? Они же не работают). Откуда эти «автомобильные девочки», вечно отдыхающие, для которых основная проблема – куда пойти вечером?
Юноши и девушки, не желающие затрачивать усилий на добывание знаний, на чтение художественной литературы, на развитие своего интеллекта? Но есть общее для многих – распущенность, бездуховность. Все та же нищета. Нищета духа. А что может быть страшнее?
Почему болеют из-за стресса?
В состоянии покоя главенствует парасимпатическая нервная система. При напряжении в силу вступает симпатическая нервная система. Во время стресса в кровь выбрасывается повышенное количество гормонов кортизола и адреналина. Эмоциональное напряжение, если не находит выход вовне, сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. А это может повлечь изменения ткани, и даже необратимые поражения органов. На различные эмоциональные переживания вегетативная нервная система отвечает примерно однотипно. Выбор поражаемого органа скорее детерминирован – во всяком случае, в определённой степени – генетически.
Эмоциональная напряжённость может рассматриваться в качестве обязательного компонента эмоционального стресса. Физиологически она выражается в изменениях эндокринной системы человека.
Вирусные заболевания тяжелее переносят люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, это было установлено при экспериментальных исследованиях больных в клиниках. В целом считается, что главной составляющей, фундаментальным компонентом, психологического стресса является эмоциональное возбуждение.
Многие исследователи выделяют гнев и страх, как эмоции, которые вызывают стрессовые состояния. Продолжительное эмоциональное напряжение опасно, так как создаёт высокое возбуждение в симпатическом отделе вегетативной нервной системы.
Импульсы, направляющиеся к внутренним органам, нарушают их нормальную функцию. Существование в течение длительного времени эмоционального возбуждения вызывает эндокринные и вегетативные сдвиги.
Второй обязательный компонент эмоционального стресса – тревога, беспокойство, ощущение угрозы, неопределённость ситуации развития. Мы только представляем себе в своём воображении возможные неприятности, а во внутреннем психологическом плане эти неприятности как бы происходят для нас на самом деле.
На воображаемые события, наша нервная система отвечает так же, как и на ситуации, происходящие в действительности, затрачивая на переживания ресурсы организма.
Когда поступает сигнал тревоги, гипофиз даёт сигнал надпочечникам выработать больше адреналина и норадреналина. Когда эти гормоны попадают в поток крови, то одни процессы в теле начинают идти быстрее, а другие, наоборот, замедляются.
Тело справляется со стрессом, но его сопротивляемость другим стрессовым факторам снижается. Например, животные, оказавшись в ситуации крайнего холода, сильнее сопротивляются холоду, но более подвержены инфекции.
К стрессу не стоит относиться легкомысленно. Г Селье изучал подробно реакции тела на длительный стресс. Когда он обследовал животных, он обнаружил, что их надпочечники увеличились и потеряли цвет, интенсивно усыхали тимус, селезёнка и лимфоузлы, многие животные также страдали от сильных язв.
Кроме таких непосредственных эффектов стресс разрушает иммунную систему тела. Физиологические изменения и переживания всегда сопутствуют друг другу. Пол Экман и его коллеги взялись за поиски ответа на этот вопрос с помощью группы профессиональных актёров в США.
Они проводили замеры изменений в вегетативной нервной системе, например, быстроты сердцебиения и температуры кожи, пока актёры вызывали у себя определённые эмоциональные состояния и выражали эмоции. Собранные данные показали существование отчётливых закономерностей при выражении разных эмоций.
При печали наблюдалось усиленное сердцебиение, а радость сопровождало – замедленное; хотя и гнев, и страх заставляли сердце биться быстрее, гнев сопровождался повышением кожной температуры, а страх был сопряжен с её понижением.
Различные психологические методы, такие как психологическое консультирование, упражнения по релаксации, тренинг по управлению стрессом могут действительно поддержать функционирование иммунной системы.
Это улучшает и поддерживает здоровье. К примеру, в ходе одного исследования использование метода управления стрессом позволило снизить тяжесть симптомов простуды и гриппа у группы студентов университета.
Управление стрессом может помочь защитить вашу иммунную систему и здоровье.
В конечном итоге каждый из нас несёт личную ответственность за поддержание и укрепление здоровья.
Список использованной литературы:
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2008 — стр41 -43, 56.
- Кризисная психология. Справочник практического психолога/ сост. С.Л.Соловьёва. – М.:М.:АСТ; СПб.:Сова, 2008 – стр 98, 100-102, 174.
- Кулаков С.А. Психосоматика. – СПб.: Речь, 2010 — стр 62.
- Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005 — стр 506-511.
- Хомуло П.С. Эмоциональное напряжение и атеросклероз.- Л., 1982 – стр 30.